| Поделиться в соцсетях: | |
Речь в день Богоявления Господня, сказанная в Предтеченской церкви архиерейского дома 6-го января 1858 года19 января 2025 г. Просмотров: 161 Сегодня мы светло торжествуем крещение нашего Господа. Но не более ли, братие, нам прилично ныне сетовать и скорбеть? Крещение св. Иоанна было «крещение покаяния» (Марк. 1, 4), и «вся иудейская страна» сходилась к нему на Иордан за тем, чтобы при крещении «исповедывать грехи своя» (Марк. 1, 5). Значит, когда явился к Иоанну и Христос Спаситель вместе с прочими, Он явился, как грешник, и видимо «со беззаконными вменися» (Ис. 53, 12), – Он, святейший святых по Божеству и совершенно непричастный греху по человечеству! И от кого же Он приемлет крещение, – Царь царствующих и Господь господствующих? От одного из своих рабов. «Аз требую Тобою креститися», говорил Ему изумленный Иоанн, «и Ты ли грядеши ко мне» (Матф. 3, 14). В таком-то уничижении представляет нам нашего Господа Его крещение! За то, с другой стороны, смотрите, как и славно было оно для Господа, и как спасительно для нас. Едва только Христос принял крещение от Иоанна и начал выходить из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса, и Дух Святый телесным образом, «яко голубь», сошел на Него, и раздался с небеси глас: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Матф. 3, 16–17; Лук. 3, 22). Этого не удостоивался никто из крещенных Иоанном; это ясно показало всем, кто был крестившийся Иисус. Прошло уже около тридцати лет, как Он родился; но доселе Он оставался почти в совершенной неизвестности, как для иудеев, посреди которых жил, так даже для Иоанна, к которому пришел креститься. Теперь Он вдруг «является Израилеви» (Иоан. 1, 31). И как является? Торжественно пред лицем неба и земли, в присутствии всех, бывших свидетелями Его крещения. Как является? Во всей славе своего Божества, так что, узнавши Его, Иоанн с этого времени начал проповедывать о Нем иудеям: «сей есть Сын Божий, се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Иоан. 1, 29–35). Как является? В чудном, никогда еще не бывавшем, чувственном откровении или богоявлении всей Пресвятой Троицы. Для того, чтобы засвидетельствовать о Нем всему миру, как об истинном Сыне Божием, явившемся на земле в чувственном виде человека, явился ныне на Иордане и Отец в чувственном гласе, который обращен был к Нему – Сыну, явился и Святый Дух в чувственном виде голубя, который сошел на крестившагося Иисуса. Нет сомнения, что не только дольний, но и весь горний мир был свидетелем этого славного необычайного богоявления и явления миру воплотившагося Сына Божия. Впрочем, как ни славно было крещение нашего Господа для Него самого, Он крестился собственно не для Себя, а для нас. Не для Себя: потому что Он не имел нужды в крещении, как совершенно безгрешный по Божеству и по человечеству. Для нас: потому что с самого рождения своего, как наш Искупитель, Он воспринял на Себя грехи всего человечества и все, что ни совершал на земле, совершал единственно для того, чтобы избавить нас от грехов. С этими-то чуждыми, но добровольно принятыми Им на Себя, грехами, Он и пришел ныне для крещения к Иоанну. Следовательно, в лице Иисуса как бы крестилось от Иоанна все человечество; в лице Иисуса предзнаменательно нисшел Дух Святый на все человечество; в лице Иисуса и ко всему человеческому роду пророчественно относился глас Отца небеснаго: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих». Ибо своим крещением от Иоанна, Христос, по выражению св. Златоуста, «исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной» (Бесед. на Матф. XII, 3), – тому крещению, в котором мы действительно очищаемся от всякого греха, тому крещению, в котором на каждого человека действительно нисходит Дух Святый и все люди действительно соделываются сынами Отца небеснаго, чадами Божиими. Можно ли после этого, братие, не торжествовать нам тот день, когда с такою славою явился миру наш Спаситель и когда в лице Его и мы все крестились во Иордане и прияли Духа Святаго, «Духа сыноположения, о Немже вопием» к Богу: «Авва Отче» (Рим. 8, 15)? Да будет же ныне радость наша сознательна и разумна. Да будет она вместе – чистая и святая, какая прилична только-что крестившимся и удостоившимся принять Святого Духа. Аминь.
|
|
1 ноября Суббота |
17:00 | Всенощное бдение. |
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас4 Вмч. Артемия Антиохийского. Прав. отрока Артемия Веркольского. Прп. Гавриила Самтаврийского |
|
2 ноября Воскресенье |
07:30 |
Часы. Божественная Литургия. Водосвятный молебен. Лития (поминовение усопших). |
|
|
8 ноября Суббота |
16:00 | Всенощное бдение. |
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас5 Мч. Нестора Солунского. Прп. Нестора Летописца. Блгв. кн. Андрея Смоленского. Мцц. Капитолины и Еротииды |
|
9 ноября Воскресенье |
07:30 |
Часы. Божественная Литургия. Водосвятный молебен. Лития (поминовение усопших). |
|
|
15 ноября суббота |
16:00 | Всенощное бдение |
Неделя 23-я по
Пятидесятнице. Глас6 Мчч. Акепсима еп., Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия и дружины их |
|
16 ноября Воскресенье |
07:30 |
Часы. Божественная Литургия. Водосвятный молебен. Лития (поминовение усопших). |
|
|
22 ноября суббота |
16:00 | Всенощное бдение |
Неделя 24-я по
Пятидесятнице. Глас7 Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия. Колесование вмч. Георгия. Собор Аланских святых |
|
23 ноября Воскресенье |
07:30 |
Часы. Божественная Литургия. Водосвятный молебен. Лития (поминовение усопших). |
|
|
29 ноября суббота |
16:00 | Всенощное бдение |
Неделя 25-я по
Пятидесятнице. Глас8 Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия. Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского |
|
30 ноября Воскресенье |
07:30 |
Часы. Божественная Литургия. Водосвятный молебен. Лития (поминовение усопших). |